Жизнь и смерть в видеоиграх
Видеоигры конструируют модель реальности, которая выделяет и преувеличивает некоторые ее аспекты, чтобы создать интересную историю в антураже. Игрок имеет определенную свободу воли в рамках этой модели, хотя «определенная свобода» обычно означает, что в реальности она недостижима или достижима лишь в редких случаях и при определенных обстоятельствах для обычного человека. Одним из самых заметных проявлений этой свободы является реализация смерти в игровом пространстве мортал комбат 5 на андроид, которая не властна над персонажем так, как над живым существом, однако вызывает переживания игрока, иногда довольно сильные.
Игрок погружается в виртуальный мир, пользуясь моделями, знаками и символами, начиная от моделей персонажей и окружения и заканчивая значками для обозначения действий и состояния. Основная масса информации является визуальной и значительная часть изображения очень динамична. Поэтому адекватное взаимодействие компьютера с игроком возможно при соблюдении определенных условностей, если не будет избытка информации.
Но, если обратиться к простым, так называемым аркадным играм, которые существуют со времен «Золотого века видеоигр» начала 1980-х, условности могут быть и следствием недостатка информации, невозможности достаточно реалистично изобразить мир. При том, что в видеоигре смерть является более частым явлением, чем в реальности, через игровые условности персонаж игрока устойчивее, чем когда он был бы настоящим. Он выступает настоящим героем, который воскресает для завершения своего дела, а не «простым смертным».
Главная условность игры — это числовое выражение состояния персонажа в виде «жизней» и «очков здоровья». Пока их количество не опускается до нуля, персонаж живет. Его жизнь ассоциируется с жизнью самого игрока, который переживает за свое воплощение на экране. Если игрок и не видит цифр, они используются в невидимых игроку вычислениях и имеют другое визуальное отображение. Так, состояние воплощение игрока может показываться заполнением шкалы, резервуара, портретом, изменением гаммы, брызгами крови «в глазах». Игрок буквально видит присутствие или отсутствие жизни, как несколько нематериальное, но доступное его чутью, или же вполне материальную субстанцию.
Почти каждая видеоигра включая смерть персонажей, реалистичную или абстрактную. При этом смерть здесь не является окончательной: каждый новый этап, сеанс игры — это новая жизнь. Она и элемент игрового дизайна, и побуждения к действиям, и определенный символ, особенно ярко проявляясь в тех интерактивных произведениях, где игрок имеет конкретное воплощение.