Замена датчика ДПРВ без обращения в автомастерскую
В двигателях автомобилей до 2005г. искра в цилиндры поступала в зависимости от положения коленчатого вала, туда же распылялось форсунками топливная смесь. С 1 января 2005 года вступил в силу стандарт Euro 4. Согласно ему, автомобильный мотор должен контролироваться целой группой электронных датчиков, имеющих цель обеспечить:
- максимально чистый выхлоп;
- минимальное потребление топлива;
- оптимальные мощностные характеристики.
Среди них выделяется датчик распредвала - ДПРВ. Он же имеет другое название - датчик фаз (англ. - CMP). По физическому принципу они делятся на три типа:
- основан на магнитном или индукционном эффекте;
- основан на оптическом эффекте;
- основан на эффекте Холла.
Датчик ПРВ обычно расположен вблизи головки блока цилиндров, либо справа, либо слева от нее, недалеко от шестерней распредвалов. Конкретное положение зависит от производителя и модели автомобиля. Дженерал Моторс предпочитает размещать ДПРВ в отдельных отсеках. Оптические применяются реже всего. В автомобиле может быть больше, чем одина такая деталь.
По принципу действия они также делятся на 3 вида:
- металлический зубчик находится в магнитном поле (магнитный);
- фотоэлемент фиксирует прерывистый луч света в (оптический);
- при помощи эффекта Холла (холловского напряжения) фиксируется изменения магнитного поля.
Неисправности и сбои в работе ДПРВ
При выходе из строя датичка распредвала форсунка начинает срабатывать чаще, чем это надо. При этом, электроника машины зафиксирует неправильный режим работы и выдаст код ошибки. Его можно увидеть в мобильном приложении, которое выпускает производитель автомобиля.
Проверка и замена своими руками
Если у водителя имеется под рукой соответствующий инструмент - правильно откалиброванный мультиметр или вольтметр, можно самостоятельно проверить датчик ДПРВ. Физический износ очень редок, его работе могут мешать:
- загрязнение пылью, грязью, масляным налетом, которые могут блокировать магнитное поле, например, в датчике Холла;
- окисление клемм питания устройства;
- излом самого электропровода.
На СТО могут изучить режим работы устройства с помощью осциллографа. Для тех, кто желает починить его своими руками, приводим схему действий:
1. Скидываем с аккумулятора минусовую клемму;
2. Находим и извлекаем датчик ДПРВ;
3. Аккуратно прикрепляем выводы мультиметра к выводам детали, плюсовой - к минусу запчасти, а минусовой мультиметра - к массе автомашины;
4. Большим предметом от металла водим около тестируемого датчика. Чем ближе мы подносим металл к нему, тем ниже должно быть напряжение, которое выдает экран или табло вольтметра, чем дальше - напряжение больше. Если экран не фиксирует никаких изменений, значит проблема в самом датчике.
5. При установке нового датчика не следует его слишком "перетягивать".
Подробнее можно почитать на preautoparts.ru