С днем рождения, Valve!
Сегодня игровой студии и издательству Valve исполняется 18 лет. Именно в этот день в 1996 году Гейб Ньюэлл и Майк Харрингтон, уже вполне состоявшиеся и далеко не бедные сотрудники Microsoft — Ньюэлл, например, проработав в MS 13 лет стал одним из миллионеров, сделавших состояние на акциях компании — решили уйти с работы и создать свою компанию.
Сначала партнеры не знали, как назваться – они придумали множество названий (среди которых рассматривались такие, например, варианты как Rhino Scar и Fruitfly Ensemble) и не знали что именно выбрать. Выход из ситуации помогла найти «визуализация» названий в виде рисунков. Одним из лучших черновых вариантов оказался вентиль (Valve по-английски), ставший впоследствии символом предприятия.
Интересна также история создания двух вариантов логотипов-заставок, где на одном появляется лицо мужчины с вентилем в глазу, а на другом – спина грузного лысого человека с вентилем, торчащим из головы.
Как выяснилось из прошлогоднего интервью Рэя Уэно, работавшего над концепциями логотипа, в то время возникла проблема с подбором фотомоделей. Кастинговые агенства предоставляли только стройных, красивых и эффетных людей для фотосессий, а «идеальные» лица для задачи подходили плохо.
Пришлось в прямом смысле выйти на улицу и искать моделей среди обывателей. Была поставлена задача найти «большого, лысого и толстого парня». И кандидат был найден довольно быстро – им стал анонимный житель Сиэтла, прогуливавшийся по книжному магазину.
Через несколько дней парню предложили «подработать» фотомоделью в студии и сняли знаменитую фотографию. На второй фотографии, над которой работали схожим образом, изображен парень с вентилем в глазу. Необычные заставки были сделаны в рамках разработанной концепции бренда Valve — «Открой свой разум. Открой свои глаза».
Half-Life
Первым проектом Valve стал Quiver, выполненный на лицензированном у Джона Кармака движке Quake. Quiver должен был стать лихим космическим шутером, на манер Doom’а, только «про инопланетян» и «космобайкера Ивана», что бы это ни значило.
В процессе работы над этим проектом, параллельно велась разработка другой игры – мрачного приключенческого боевика Prospero. Со временем идеи Prospero стали просачиваться в Quiver и он перерос в нечто большее, чем простой шутер. Кроме того, Valve наняли для работы над своей игрой профессионального писателя-фантаста Марка Лейдлоу, занимавшегося в дальнейшем сюжетом Half-Life, выросшего из Quiver и отмененной Prospero.
Релиз Half-Life состоялся в октябре 1998 года и наделал много шуму, позволив игре впоследствии стать настоящей классикой жанра. В первый же год своего существования Half-Life был продан тиражом превышавшим 2,5 миллионов копий.
За громким успехом последовал ряд дополнений и всяческих модификаций, среди которых Ньюэлл, славившийся умением привлекать талантливых разработчиков и дизайнеров «из народа», выделял лучшие и давал им жизнь уже в рамках студии. Один из таких проектов «со стороны» – Counter Strike, о котором вы наверняка уже знаете.
В ноябре 2004-го года вышло продолжение Half-Life, на которое было затрачено 40 миллионов долларов – Half-Life 2. Игра получила высочайшие оценки критиков и геймеров и стала одной из лучших игр десятилетия. Второй Half-Life был построен на инновационном движке Source и применял передовые на тот момент технологии (вроде программного симулятора физики Havoc).
Steam
Очередным мега-проектом, сильно подвинувшим Valve вперед, стал сервис цифровой дистрибуции Steam, открытый в 2003 году и знакомый сегодня каждому (несмотря на весьма тернистый путь). Со временем большой потенциал в Steam увидели и другие игровые студии (вроде SEGA, Epic и Atari), ставшие распространять через него свой собственный контент.
Интересно, что Valve не стремится к постоянному выпуску большого количества новых игр и их сиквелов, уделяя больше внимания (и времени) крупным и сложным проектам. Тем более, что колоссальный успех сервиса Steam лишил студию необходимости приоритетно заниматься выпуском новых игр.
Valve постоянно развивает направление — год назад помимо сервиса для дистрибуции софта компания представила целую операционную систему – Steam OS, работающую на обычных домашних компьютерах и компьютерах, специально для нее созданных (т.н. Steam Machines). К этим компьютерам планируется подключать и специальные аксессуары вроде джойстика Steam Controller или специального шлема виртуальной реальности.
Итого
Компания Valve оказала огромное влияние на игровую индустрию. Помогли ее становлению не только новаторские приёмы, но и уникальная бизнес-модель. Кроме всего прочего, на успех повлияли и масштаб личности Ньюэлла с его лидерскими качествами.
Из простой игровой студии, со временем, Valve превратилась в лидера отрасли, легко конкурирующего с такими гигантами, как Sony и Microsoft.
В заключение хотелось бы пожелать Valve всяческих успехов как компании, установившей для себя хорошую традицию делать качественные продукты и взявшей правильный курс, совпадающий с потребностями игроманов.
Также, под конец, хотелось бы (традиционно) сказать, что было бы очень здорово Valve научиться считать до трех!