Чем заправляют автокондиционеры
При описании конструкции автокондиционера наибольшее внимание уделяется его деталям – компрессору и конденсатору, испарителю и осушителю, тепловодным магистралям и др. А вот о той рабочей среде, которая собственно и обеспечивает охлаждение воздуха в салоне автомобиля, нередко забывают. Мы устраним этот недочет и расскажем, что циркулирует по «кровеносной системе» кондиционера и расскажем о свойствах этого вещества.
Что такое хладагент и как он работает?
Хладагент любой холодильной системы – рабочая среда, которая переносит тепло и холод от одного теплообменника к другому. Расширяясь при нагреве в конденсаторе, хладагент забирает тепло из системы и окружающей среды. При попадании в испаритель рабочая среда сжимается. Ее температура снижается настолько, что она начинает отдавать холод, охлаждая испаритель и воздух, который благодаря работе вентилятора подается в салон.
Хладагентом в системе автокондиционирования служит фреон. В настоящее время известны 4 вида хладагента, один из которых уже устарел, а 2 – еще не получили достаточного распространения. Расскажем о каждом из них.
- R12 (дифтордихлорметан) – тот самый устаревший тип фреона. Его главным недостатком является присутствие в его составе хлора. Это вещество опасно и для человека, и для окружающей среды, поэтому его практически не применяют для заправки.
- Тетрафторэтан R134a – этот хладагент не содержит хлора, но имеет другой недостаток – более низкую способность производить холод. Кроме этого, он не совместим со многими типами пластика. К счастью, эту проблему удалось решить, заменив детали конструкции, с которыми контактирует хладагент.
- Тетрафлоропропен R1234yf – еще более экологичный тип фреона, который практически не наносит вреда окружающей среде. Обладает еще более низкой производительностью и легко воспламеняется, поэтому к герметичности системы кондиционирования при его применении выдвигаются жесткие требования.
- Диоксид углерода R744 – последнее слово в сфере автокондиционирования. Углекислый газ безопасен для атмосферы и человека. В системе он находится под давлением 35-90 бар, поэтому для проведения заправки хладагентом необходимо наличие специального оборудования.
Как выбрать хладагент для заправки?
Тут все просто. В системе кондиционирования должен находиться фреон той марки, которая рекомендована производителем авто. Информация по этому поводу указана в сервисной книге транспортного средства и на наклейке под капотом автомобиля. Смешивать фреон разных типов категорически запрещено. Причины – разные технические параметры рабочих сред, которые нередко оказываются абсолютно несовместимы.