Ученые начали осваивать язык жестов шимпанзе и нашли в нем зачатки человеческого языка
Исследователи, опубликовавшие вчера статью по двум новым большим научным работам в журнале Current Biology, изучили коммуникационные способности шимпанзе и бонобо в ранее недоступных деталях.
В частности, был изучен лексикон наших ближайших родственников из животного мира и даже был найден некий «намек» на происхождение человеческого языка.
По большей части исследования фокусируются на физических жестах приматов, являющихся основной формой общения у шимпанзе и бонобо, применяемых намного более охотно, чем голосовые средства.
Одно из исследований описывает, насколько часто жесты бонобо служат методом передачи сложных информационных посланий, на что ранее не уделяли необходимого количества внимания. Второе исследование описывает разобранные значения целых 36 характерных жестов, применяемых шимпанзе.
«Наша работа показала, что у человекоподобных приматов имеется очень развитая система передачи множества разных смыслов жестами», говорит приматолог Ричард Бирн (Richard Byrne) из шотландского Университета Св. Эндрюса, один из авторов исследования. «И мы обнаружили, что эта система – наиболее похожая на человеческий язык, чем что-либо иное в дикой природе».
Соавтор Бирна, коллега из Университета Св. Эндрюса – приматолог Кэтрин Хобэйтер (Catherine Hobaiter) 18 месяцев наблюдала за группой шимпанзе в заповеднике «Будонгская Пуща» (Budongo Forest Reserve, западная Кения). Кэтрин тщательно задокументировала более 4 500 жестов в 3 400 «сессиях» общения шимпанзе между шимпанзе. Причем, были записаны как движения «обращающейся» стороны, так и ответные реакции «собеседника».
Последующий статистический анализ случаев выкристаллизовал 36 характерных жеста, и 15 определенно понятных смыслов, передаваемых этими жестами. (Иногда приматы использовали для передачи одного смысла несколько разных жестов, возможно, таким образом передавались какие-то подсмыслы, интонации и тонкие смысловые оттенки – это ученым еще предстоит выяснить). К примеру, шимпанзе, топчущееся на двух ногах, сообщает сородичам о желании поиграть. А жест «объятие» означает, «я хочу это», либо просьба собеседника пойти на контакт.
Два этих жеста можно увидеть в видеоролике, расположенном ниже, где молодая самка по имени Рафия просит растительную губку, которую шимпанзе используют как источник воды для питья. Отвергнутая старшей сестрой и другой взрослой самкой, она впадает в ярость и игнорирует просьбу матери обнять ее.
http://www.youtube.com/watch?v=0EbV5ktyzEc
Жесты не настолько гибкие, как человеческий язык, способный описать огромное количество ситуаций и намерений. Также приматы, судя по всему, не владеют синтаксическими правилами для составления сложных предложений и последовательностей жестов.
Тем не менее, они овладели сравнительно богатой системой общения. Также открытие может говорить о ходе постепенной эволюции человеческого языка, который может брать корни в жестах – ведь до сих пор люди склонны приправлять вербальное общение жестикуляцией.
К этой теме относится еще одно исследование, над которым работали приматологи Эмили Генти (Emilie Genty) и Клаус Цубербюлер (Klaus Zuberbuhler) из Швейцарского Университета в Невшателе. Специалисты обратили внимание на один-единственный жест бонобо: вытягивание руки к сородичу, приманивание его характерным жестом и, затем, вращение запястья таким образом, чтобы ладонь смотрела наверх.
Бонобо известны своими наклонностями к поиску удовольствий — у них очень популярен секс — и поэтому неудивительно, что такой жест используется именно в данном контексте, как бы являясь приглашением партнеру «повеселиться» в более уединенном месте. Но что делает этот жест столь интересным, утверждают Генти и Цубербюлер, это так называемое смысловое содержание – сложные смыслы, передаваемые последовательностью отдельных элементов замысловатого жеста.
Например – жест приманивания указывает на объект приглашения, а переворот запястья ладонью кверху символизирует путь к укромному уголку. Обычно жест сопровождается поворотом тела приглашающего по направлению к месту назначения. Интересно, что «запрашивающий» бонобо затем проверяет – получен ли его сигнал партнером.
Такой уровень информационной насыщенности посланий очень напоминает человеческий язык, и не наблюдался у человекоподобных приматов ранее, говорит Генти.
Ученые собираются найти и другие подобные признаки сложного общения между бонобо в будущем, как и Хобэйтер с Бирном у шимпанзе.
Хобэйтер, например, также заинтересован в интересном феномене: одна группа шимпанзе часто использует инструменты общения иначе, чем другие. Так что вполне возможно, что существует целая плеяда жестикулярных диалектов. «В конечном счете», говорит Хобэйтер, «в будущем мы объединим информацию о жестах, выражениях лиц и голосовых сигналах в один-единственный сложный лексикон шимпанзе».
Правда, здесь существует ограничение в исследованиях – ученые могут связывать жесты лишь с прямыми действиями приматов. Но ведь некоторые жесты могут не приводить к действиям, а нести какой-то информационный посыл, доносящий до «собеседника» какие-то описательные сведения. Скажем, два шимпанзе могут говорить о погоде или вспоминать о добрых-старых деньках – такое очень сложно интерпретировать. Именно поэтому факт существования содержательных бесед, не приводящих к прямым действиям находится под вопросом.
«Интуитивно мы чувствуем, что многие элементы общения мы просто не улавливаем», говорит Кэтрин Хобэйтер. Иногда она видит, как шимпанзе что-то показывают друг другу, а потом выглядят удовлетворенными, при этом ничего больше не происходит – «хотела бы я знать, о чем они болтают!».