«Opera уже не та»
В одном из своих новых интервью сооснователь Opera Software и ее бывший генеральный директор Йон фон Течнер (Jon von Tetzchner) рассказал как отразился на компании его уход в 2011 году.
Когда-то Opera была пионером в мире софта для «обозревания» интернета, она не только производила высококачественный и бесплатный потребительский продукт в виде интернет-браузера для настольных и мобильных компьютеров, ее движок Presto напрямую использовался в некоторых устройствах (например – в игровых консолях Nintendo и «умных телевизорах»).
Некогда «Опера» считалась четвертым китом, на котором держался серфинг, наряду с IE, Webkit и Mozilla. Во что это превратилось сейчас? Например, в потерю всего своего наследия и трансформацию некогда самобытной «Оперы» в простой скин, натянутый на готовый движок Webkit (Chromium). То есть, некогда мощная технологичная компания скатилась до уровня… кхм… Болген ОС?
«После того, как я ушел с поста CEO в начале 2010 года, очаг Оперы погас. И вскоре компания начала бороться за выживание. Ибо, чтобы конкурировать с такими гигантами как Google, Apple и Mozzilla вы должны крепко стоять на ногах и держать курс на производство самых лучших продуктов на рынке», говорит фон Течнер, работающий сейчас над своим новым проектом Vivaldi.net (напоминающим закрывающееся комьюнити My Opera, только с упором на безопасность и неприкосновенность пользовательских данных).
Йон фон Течнер, сооснователь Opera Software
«В той, прошлой Опере, у нас был слоган, говорящий, что если у кого-то продукт лучше, чем у нас, то это – баг. У нас была позиция – если мы не лучшие в чем-то, то нужно что-то делать с этим, как-то исправлять ситуацию, по крайней мере до тех пор, пока это не будет стоить слишком много денег».
«Совершенно очевидно, что такой подход сложил свой корпоративный менталитет. И это было заметно по финансовым отчетностям каждый новый квартал».
«После моего ухода компания взяла кардинально иной курс. Она начала инвестировать большие средства в AdMarvel, а также покупать другие компании, специализирующиеся на рекламе, в том числе, был приобретен SkyFire. Новая Opera стала больше походить на какой-то инвестфонд, чем на технологическую компанию».
«Любой компании нужны какие-то уникальные черты – у Оперы они были. У нас были договоры по лицензированию движка браузера, который встраивался в различные устройства. Когда я покидал компанию, у нас было 60 миллионов «десктопных» пользователей и мы испытывали стабильный рост. И если бы мы продолжали улучшать браузер, к сегодняшнему дню количество пользователей перевалило бы за 100 миллионов. Однако в реальном мире у Opera осталось 50 миллионов пользователей, подавляющее большинство которых сидят на старой версии браузера Opera 12 с движком Presto».