Сервис Play — альтернатива традиционному телевидению?
Не все знают, что в IT сфере кроме Google Play, существует ещё один, на этот раз российский, активно набирающий обороты сервис c названием Play. Это онлайн-кинотеатр, позволяющий зрителям смотреть как вышедшие давно фильмы, так и новинки, которые идут в кинотеатре, прямо на экранах Smart TV или своих мобильных гаджетов. Причем, с недавнего времени, некоторые картины доступны к просмотру на Samsung Smart TV с кинематографическим звуком Dolby Digital Plus. О перспективах развития данного направления в России, где процветают бесплатные файлообменные системы, ценообразовании на предлагаемый контент и о судьбе традиционного телевидения, мы поговорили с директором по стратегии и развитию Play, Игорем Соколовым в эксклюзивном интервью для портала Gadgetblog.ru.
1. Как родилась идея создать легальный видеосервис? Чем он отличается от конкурентов?
Видеосервис Play (ранее известный как Yota Play) зародился внутри российского интернет-оператора Yota. Проект был начат в 2008 году, и первоначальная идея состояла в создании OTT (over-the-top) видеосервиса, предлагающего пользователям последние новинки кино, лучшие фильмы и сериалы голливудских, европейских и российских студий и доступного на всех устройствах, подключаемых к Интернету.
Позднее главной платформой для запуска и развития были выбраны телевизоры Smart TV. Мы были абсолютно уверены, что недостаточно создать еще один онлайн кинотеатр на рынке, где процветает пиратство, и понимали, что даже самый лучший контент не является достаточным залогом успеха нового продукта. Мы запустили Play в июле 2011 и уже более 2,5 лет развиваем его как Smart TV продукт.
Сейчас приложение Play предустановлено на Smart-телевизорах всех главных игроков рынка (Samsung, LG, Philips, Panasonic и Toshiba). В нашем каталоге более 5000 новинок кино, лучших фильмов и сериалов от всех основных студий, включая 6 голливудских студий-мэйджоров. Мы показываем кино как в 2D, так и в 3D формате, а с января 2014 пользователям Play стали доступны фильмы в формате Full HD, со звуком Dolby Digital Plus, на языке оригинала и c субтитрами.
2. Функция с Dolby-звуком доступна исключительно на технике Samsung?
Да, на данный момент просмотр фильмов с данной технологией доступен в Play только на платформе Samsung Smart TV и для ограниченного каталога фильмов. В наших ближайших планах — запуск функции на других Smart-телевизорах и существенное расширение списка картин.
3. Сколько стоит один фильм? Есть ли подписка и бесплатные фильмы?
На стоимость фильмов влияет множество факторов: новизна, качество HD/3D, арендуется фильм или покупается «навсегда». Стоимость фильма в обычном качестве начинается от 79 рублей. Новинки в HD/3D обойдутся дороже – 149-199 рублей. Наиболее высокая стоимость у картин, которые Play показывает параллельно с прокатом в кинотеатрах, цена на них начинается от 249 рублей. Через несколько недель, после того, как фильм уходит из кинопроката, мы пересматриваем цену.
Важно отметить, что большую часть фильмов пользователи Play приобретают в покупку, а не в аренду. Фильмы остаются в личной коллекции пользователя и их можно пересматривать сколько угодно раз, в том числе — на любом устройстве, подключенном к Play(на iPad, iPhone, планшете или смартфоне Android и на ПК). На мобильные устройства фильмы можно скачивать, чтобы потом смотреть без доступа к сети. Это весьма удобно, если предстоит длинная дорога, или вы едете в отпуск.
Фильмы в Play можно покупать по одному, или подписаться на Play Family за 499 рублей в месяц. Подписка организована в виде каналов. Пользователь выбирает тематику (детское, сериалы, кино на вечер, познавательные передачи, арт-хаус и так далее), и ему сразу начинают что-то показывать, аналогично обычному телевидению. Присутствует возможность посмотреть, что будет дальше на канале. Play и Play Family друг друга отлично дополняют. Многие пользователи покупают новинки в транзакционном Play и при этом пользуются Play Family каждый день, как обычным телевидением.
Бесплатные фильмы тоже есть, но их совсем немного. Все они собраны в коллекции «Мировое наследие».
4. Как быстро фильмы появляются у вас?
В этом году мы создали новый тренд на российском рынке: показываем фильмы в так называемых «ранних окнах», через 2-3 недели после их старта в кинотеатрах, параллельно с кинопрокатом. В этом формате в Play вышло более 25 фильмов. Большая часть новинок кино появляются в сервисе за несколько недель до их выхода на DVD и Blu-ray, остальные – в день выхода на дисках. Так же мы используем практику премьеры сериалов на следующий день после премьеры в США.
5. Как вы относитесь к бесплатным торрентам? Ведь в России пользователей трудно заставить что-то покупать.
Мы изучали мотивы использования разных способов потребления видео, в том числе — торренты. Мы выяснили, что далеко не всегда основным драйвером использования этих сервисов является их бесплатность. Один из важных факторов — возможность свободно выбирать, что, когда и в каком качестве смотреть. Особенностью существенной аудитории торрент-трекеров является весьма высокий уровень требовательности к качеству контента: копии в плохом качестве не пользуются популярностью. Еще одной интересной особенностью является то, что, самостоятельно выбирая фильм, люди хотят смотреть его не на своем ПК, а на телевизоре. В ход идут разные ухищрения: от подключения ПК к телевизору до записи фильма на DVD-диск и просмотр через плеер. Мы предоставили людям возможность удобного выбора из самой большой коллекции лучших мировых фильмов, а также высочайшее качество картинки и звука. И все это прямо на экране вашего телевизора. Мы считаем, в этом основная ценность нашего сервиса.
6. Кому в первую очередь интересен ваш проект? Какова вероятность, что подобные технологии вытеснят в скором времени обычные кинотеатры и телевидение?
Наш проект в первую очередь для людей, не готовых мириться с тем, что в данный момент показывают им телевизионные каналы. Они ответственно относятся к собственной жизни и не хотят, чтобы кто-то навязывал им свой выбор. В то же время они любят посмотреть хорошее кино и сериалы на большом экране и внимательно относятся к качеству просмотра.
Подобные сервисы вряд ли вытеснят кинотеатры в ближайшем будущем — все-таки поход в кино — это несколько другой способ проведения досуга. Тем не менее, Play уже сегодня помогает людям в разных жизненных ситуациях: например тем, кто пропустил фильм в кинотеатре или не имеет возможность пойти в кино по разным обстоятельствам (где-то кинотеатра просто нет). Так же мы позволяем пользователям забрать кино с собой, загрузив на планшет, и смотреть без интернета, в отпуске, в самолете, на даче – где удобно. С кинотеатром такого не сделаешь.
С традиционным телевидением ситуация принципиально другая. Сегодня многие наши клиенты говорят, что Play становится для них альтернативным продуктом в их телевизоре. Мы видим в этом огромный потенциал для роста.
7. Как отнеслись к инициативе создания вашего сервиса обладатели прав на фильмы? Готовы ли они в будущем снимать проекты или сериалы специально под вас?
У нас хорошие долгосрочные отношения с производителями и дистрибуторами кино и сериалов: как с голливудскими, так и с российскими студиями. Мы показываем им, как можно делать хорошие цифровые продукты в России и продавать через Интернет, на, казалось бы, выжженном пиратством поле. Пока речь не идет о специальных проектах, но технологии нашего сервиса позволяют делать продукты, недоступные для кинотеатров, например, фильмы с несколькими вариантами переводов.