Руководитель Wargaming рассказал, как стал миллионером
«Wargaming» – белорусская компания по созданию видеоигр, которая смогла заразить весь мир болезнью под названием «WorldofTanks», игрой в которую играют более 55 миллионов человек разных возрастов, профессий и национальностей. На днях, в Москве фирма отметила своё 15-летие в месте, как нельзя лучше подходящем по антуражу: «Бункере на Таганке». «Wargaming» прошла путь от маленькой группы энтузиастов до межконтинентальной корпорации со штатом в 1500 человек. Нам удалось пообщаться с человеком, который стоял у её истоков: в прошлом фанатом игр, а теперь миллионером Виктором Кислым.
— Виктор, расскажите, с чего же все начиналось?
— вначале была группа энтузиастов, которая любила играть в компьютерные игры, в основном, в стратегии и шутеры. Ну а кто из тех, кто играет в игры, не мечтает сделать лучшую игру всех времен и народов? Таких людей нет. Вот и мы собрались и начали делать нечто большое и светлое. С первого раза завоевать мир не получилось: сделали добротно, но не вышло (первая игра DBAOnline). Многие бы опустили руки, но мы шли вперед и вперед, делали проекты, которые не приносили денег, но зато дарили бесценный опыт. И так до тех пор, пока не вышла «WorldofTanks».
— Почему решили игру именно про танки?
— В 2008 году, когда нужно было принимать решение, все ММО были фэнтезийными: драконы, эльфы, лучники: более 400 игр таких выходит каждый год. Мы решили, что нечего стучаться в стенку, и выбрали идею, которая не такая заезженная. Тогда все крутили у виска пальцем, и даже внутри компании слышался ропот. Мне приходилось постоянно толкать речи, вселять надежду и волю к победе. Время же показало, что мы не зря сделали на них ставку.
— Правда, что делая игру, вы вложили все деньги, которые были?
— Да! Мы выгребли до копейки все. Конечно, были какие-то расчеты, мнение прессы, предположения любителей военной истории, но мы рисковали очень сильно. С другой стороны, если не вложишься, то никогда не найдешь золотую жилу. Нельзя сидя дома на диване раскрыть все мировые загадки и достичь мирового успеха: надо работать и рисковать. Лишь в одном я был уверен: что рядом со мной собрались лучшие люди. Люди – это самое ценное, что у нас есть.
— Хороших игр много, но что позволило именно «Танкам» доминировать в своем жанре?
— Я бы не сказал, что она единственная на пьедестале почета, но могу сказать, что она крепко держится в топе. Там много разных элементов, которые мы сделали слаженно: это и игра, и технология, удачно выбрали незаезженную тематику: танки всех стран от самого маленького до огромного и даже несуществующего. Мы подошли с любовью: лучшие ветеранские силы были брошены на это, сожгли все мосты. Мы понимали, что каждый элемент должен блестеть: зачищали вначале напильником, а затем «наждачкой» все края.
— Ну а сейчас вы полностью довольны проектом?
— Нет, здесь нельзя так говорить, нельзя расслабляться. Примеров очень много, причем не только в игровой истории, когда останавливаешься, начинаешь почивать на лаврах, как тут же молодые быстро налетают, и только перья летят в разные стороны. Такая философия неприемлема у нас в компании и жестко пресекается.
— Но проект закончен или он требует доработки?
— Чем больше мы делаем танки, тем больше ужасаемся, сколько ещё можно сделать: новые режимы, улучшенная графика и киберспорт. Сотни страниц исписаны планами – только успевай их делать. Так, что «Танки» ещё развиваются и находятся лишь вначале пути.
— Сейчас вы работаете на ещё одной большой игрой…
— Да. Следующей нашей большой вехой будут «Самолеты». Скоро начнется открытая «бетта»-версия, а затем и релиз. Если все получится, то тогда мы можем скажем, что мы умеем повторять успех, повторять хиты. Это уже совсем другой уровень мастерства, я считаю. Как только это случиться, у нас на руках будет больше козырей, чтобы спланировать своё амбициозное будущее. А после можно вплотную заняться разработкой «World of Warships».
— А не хотели бы ввести в игру сюжет и есть ли планы по объединению этих двух игр?
— Игроки требуют исторических битв, и да, они есть в планах. Планов же в этом году «запихнуть» на одну карту «Танки», «Самолеты» и «Корабли», у нас нет. Я не понимаю, как линкор будет воевать с танком: не нужно путать тонкое с сухим. «Танки» — самодостаточная игра с множеством тактических возможностей. Если соединить их с «Самолетами» и «Кораблями», то получится куча мола. Ведь сколько было попыток объединять разные игры, и ничего дельного не получилось. Давайте вначале выпустим эти две игры, а потом уже будем думать над соединением. Однако, уже сейчас существует определенная интеграция этих проектов между собой. Так, у игрока есть один логин, который дает доступ ко всем трем играм, статистики, друзьям и так далее. Есть у нас и ещё одна фишка: свободный опыт, который ты набиваешь, например, в «Танках», а тратишь его уже в «Самолетах» или «Кораблях». А вообще, идей очень много: сейчас в Wargamingработает 1500 человек. Представьте себе, сколько они генерят идей каждый день. Любая игровая контора должна находить баланс между тем, что приносит деньги, развивать это и иметь ресурсы, которые работают на будущее. Сейчас мы наращиваем внутренние ресурсы по исследованиям, по развитию, по поиску новых идей, производим инвестирование в молодые команды, недавно заключили договор с легендой игростроения, Крисом Тейлором. Сейчас у нас есть «Танки», «Самолеты», «Корабли», карточная игра «Генералы» и планшетная версия «WorldofTanks». Так что на 2013 год нам есть, чем занять своё время.
— И все же, «WorldofTanks» приносит неплохие деньги, скажите, а сколько игроки тратят на игру в месяц?
— По всему миру у нас 55 млн зарегистрированных игроков. Деньги, которые платит каждый игрок, который, хочет вкладывать деньги в эту игру, сравнимы с 2-3 билетами в кино. Я считаю, что это приемлемо. Но вы всегда можете играть бесплатно. Наш хозяин, босс и инвестор – это игрок: русский милиционер, филлипинский менеджер среднего звена, американский бизнесмен. Все они приходят домой после рабочего дня, у них есть полчаса времени, чтобы посмотреть телевизор или вместо этого «порубиться» в «Мир танков».